Как не стать жертвой виртуальных мошенников

Сергей Кузнецов, управляющий рязанским отделением Банка России

Жительница небольшого районного центра поверила, что ей звонит сотрудник Росфинмониторинга, и перевела мошенникам почти 2, 3 млн рублей. Доцент одного из вузов отдал злоумышленникам 2, 2 миллиона. А пенсионерка из глубинки Рязанской области несколько месяцев общалась с преступниками и лишилась 7, 7 млн рублей. Это не уникальные данные в сводке МВД, ежемесячно по всей стране миллиарды уходят мошенникам.

Уже несколько лет Банк России фиксирует увеличение объёма операций, совершённых без согласия клиентов. Это те самые случаи, когда деньги уходят мошенникам. Только за первое полугодие 2024 г. сумма превысила 9 млрд рублей. Причём люди теряют не только свои средства, они оформляют кредиты, продают квартиры.

У киберпреступников – целый арсенал схем и сценариев. И хотя основным инструментом остаётся телефон, они активно используют достижения науки и техники. Методы становятся всё более сложными: мошенники подделывают документы, сайты, телефонные номера, даже голоса и лица.

«Легенды могут быть различные, но неизменно одно – попытка вызвать эмоции, не важно, положительные или отрицательные. Задача злоумышленников – вывести человека из спокойного состояния и отключить у него критическое мышление», – рассказывает управляющий рязанским отделением Банка России Сергей Кузнецов.

Звонящий может представиться, например, сотрудником соцслужбы и сказать, что человеку якобы положены дополнительные выплаты или компенсации. Причём никуда ходить не надо: все деньги переведут на карту, необходимо только продиктовать реквизиты, включая код с обратной стороны.

Не новый, но очень распространённый вариант – звонок от лжеработника банка. Сценарии могут быть разные: от классического «с вашей карты пытаются перевести деньги» до пугающего «по карте замечены подозрительные операции, и она заблокирована».

Часто киберпреступники представляются и сотрудниками Центрального банка. Потенциальной жертве говорят: чтобы сохранить деньги, необходимо перевести их на отдельный, он же защищённый/безопасный/специальный счёт. «Банк России не работает с физическими лицами. Никаких «специальных» счетов не существует, подобные словосочетания должны стать сигналом, что звонит мошенник. Нужно сразу же прерывать такой разговор», – говорит Сергей Кузнецов.

Также иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Они рассказывают об уголовном деле, участником которого якобы является гражданин. Затем просят сообщить личную и финансовую информацию. В этот момент важно вспомнить: правоохранительные органы об этом по телефону не спрашивают.

Злоумышленники постоянно модернизируют свои схемы и используют технические достижения. Чтобы человек окончательно поверил в реальность легенды, они могут прислать целый пакет подтверждающих бумаг: сканы документов с подписями и печатями, фотографии удостоверений, похожие на официальные бланки органов государственной власти.

Когда сообщения или звонки поступают через мессенджер, киберпреступники создают фальшивые аккаунты. Такие страницы выглядят максимально достоверно, ведь содержат реальные данные людей. Злоумышленники отправляют сообщения руководителям крупных компаний или госорганов, предупреждают, например, о скором звонке из профильного министерства и рекомендуют следовать инструкциям звонящего. После этого злоумышленники звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются получить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета.

А с развитием технологий искусственного интеллекта сделан и следующий шаг – нейросети научились создавать цифровые копии голоса и облика человека. «Вам может поступить звонок, где голос начальника поручит перевести крупную сумму на посторонний счёт. Могут прислать видеоролик с участием вашего знакомого, который якобы попал в сложную ситуацию. Или же вы увидите запись, в которой известный человек будет рекламировать финансовую пирамиду, даже не зная об этом. Поэтому важно перепроверять информацию, от кого бы она ни звучала», – предупреждает Сергей Кузнецов.

Эксперт дал несколько советов, которые помогут обезопасить сбережения. Во-первых, не сообщать никому личную и финансовую информацию: данные паспорта, карты и т.д. Мошенники могут их использовать для самого хищения, оформления кредитов, передачи третьим лицам. Во-вторых, на гаджетах нужно установить антивирусные программы, а потом регулярно обновлять базу. Третий совет: если разговор касается финансовых вопросов, не стоит его продолжать, лучше положить трубку. Важно помнить и об эмоциональном спокойствии. Мошенники торопят с принятием решения, но поддаваться такому давлению не стоит. Лучше перепроверить информацию или обратиться за помощью к близким.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»