История

Я из пушки в небо уйду, тиги-диги-ду

Эти слова нехитрой песенки из фильма «Цирк» в исполнении Любови Орловой знает любой советский киноман. Но вот о судьбе советского пассажирского лайнера «Любовь Орлова», вышедшего в свой последний рейс в январе 2013 года до сегодняшнего дня в мире не знают не только киноманы, но и многочисленные профильные морские специалисты. Вот таки «тиги-диги-ду»…

 Отдать швартовы!

В 1976 году на югославской судовой верфи Titovo  торжественно разбили традиционную бутылку шампанского о борт круизного теплохода «Любовь Орлова». Спуск на воду пассажирского судна произошел ровно через год после смерти великой актрисы, в честь которой лайнер и назвали.

Впрочем, появление этого судна в морском регистре было связано напрямую и с именем генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, который никогда не отказывал в просьбах своим зарубежным коллегам. Имено к Брежневу с просьбой подсобить  братской Югославии выгодными кораблестроительными контрактами и обратился ее лидер Иосип Броз Тито. Леонид Ильич, традиционно всплакнув от умиления, такое указание советскому Минморфлоту дал.

Новый лайнер по замыслу чиновников должен был работать на арктических и антарктических линиях, вывозя на борту туристов-экстремалов, охочих полюбоваться суровыми ледяными красотами. Поэтому корпус судна был усилен для плавания в ледовой обстановке, а сам теплоход оборудован комфортабельными каютами, барами и ресторанами на 100 мест, куда замерзшие на верхней палубе пассажиры должны были регулярно спускаться для «сугреву. Получив бортовой номер 413, лайнер прибыл во Владивосток, где и был приписан к Дальневосточному пароходству.

 Ржавые бочки вместо пингвинов

До ледовых арктических полей новый лайнер добрался не сразу. Несколько лет «Любовь Орлова» резала форштевнем каботажные воды у берегов Камчатки и Курильских островов, развозя в своих каютах не только туристов, но и многочисленных вахтовиков, работавших на различных предприятиях Дальнего Востока. Впрочем, нередко пароходство баловало экипаж «Любови Орловой» и зарубежными рейсами: зарабатывать валюту для Советского Союза ведь было необходимо.

В 1979 году лайнер прибыл в Кампучию, которая благодаря сомнительным местным коммунистам во главе с садистом Пол Потом уже основательно погрузилась в первобытный строй. Привозили различную «гуманитарку»: от зерна, тушёнки и сгущёнки до одеял и болотных сапог и сигарет «Прима». Вместо праздных туристов в каютах теплохода теснились советские специалисты: инженеры, строители, сварщики, электрики… В общем, все, кто должен был вернуть заблудившуюся в полпотовских «красных» джунглях Кампучию (сегодня – Камбоджа) в достойную человеческую жизнь.

На время длительной стоянки в порту Кампонгсаом лайнер превратился в обычное общежитие для прибывших советских специалистов: верные лозунгу «весь мир насильно мы разрушим», полпотовские коммунисты в прямом смысле снесла в стране почти все пригодные для проживания дома, уйдя жить в первобытные джунгли.

Главной стройкой в этом городе стало возведение дома-интерната для детей-сирот, которых за годы правления кхмеров стало очень много. В береговых работах принимали активное участие и свободные от вахты моряки теплохода: спокойно смотреть на оборванных детишек, толпящихся с протянутой рукой у трапа советского лайнера, никто не мог.

Сиротскую обитель быстро возвели. Торжественно открыли. На открытие дома моряки подарили интернату цветной телевизор. В награду за участие местные власти назвали новостройку по-восточному торжественно: «Дом-интернат имени теплохода «Любовь Орлова»», а сам экипаж получил пожизненное приглашение на заход в этот порт.

Далее лайнер стал выполнять свои рутинные обязанности: возить туристов к ледникам, посещая при этом и многие иностранные порты.

Тем временем политическая обстановка в самом Советском Союзе становилась турбулентной: получивший власть Горбачёв лихорадочно делал всё, чтобы угодить США. Под нож пошли и мощный «Варшавский договор», и стратегические советские ядерные ракеты, а затем – и сам Советский Союз. Народ нищал и это обнищание не могло не коснуться и тех, кто месяцами находился в океане: Дальневосточное пароходство было вынуждено соглашаться на любые зарубежные предложения, чтобы в прямом смысле удержаться на плаву.

Развал Советского Союза экипаж «Любови Орловой» встретил в океане по пути в Канаду. Первое условие, которое канадские портовые власти озвучили капитану теплохода: обязательное участие экипажа в … сборе и вывозе металлолома с местного побережья. Они свинячили, а наши моряки значит должны были подбирать: предложение было более чем унизительное, но … условия контракта не предусматривали  строптивости. Вместе со старыми железяками моряки нашли на берегу старинный металлический православный крест, очевидно когда-то завезённый в Канаду русскими переселенцами и подняли его на борт. Уже в порту кому-то в голову пришла не очень адекватная мысль вместе со старыми банками от Пепси отправить в плавильную печь и крест. Если бы на борту судна по старинной традиции русского флота нёс службу корабельный священник, он бы конечно такого святотатства не допустил. Но в постперестроечной России таковых не оказалось и крест переплавили. Наверное с того самого момента Создатель от теплохода «Любовь Орлова» и отвернулся…

 По морям, по волнам. …по рукам?

Побывав во фрахте у нескольких фирм, теплоход в 1999 году был продан американской туристической компании, которая занималась круизами в водах Антарктиды. Несколько лет лайнер исправно катал по холодным водам праздных пассажиров, но с каждым годом их почему-то становилось всё меньше. Не желавшие терпеть убытков янки судно быстро перепродали другому туроператору, но оказалось, что и на новом «рабочем месте» «Любовь Орлову» не очень-то ждали.

За несколько лет теплоход неудачно сменил несколько собственников, расходы на его содержание росли, а денег, чтобы их оплачивать, новые судовладельцы находили неохотно. Кончилось все совершенно логично: во время захода в канадский порт Сент-Джонс на борт лайнера вместо туристов поднялись судебные приставы и полицейские: по решению суда теплоход за долги был арестован. Экипаж, состоявший из россиян и двух украинцев, был брошен хозяевами на произвол судьбы и оказался по сути почти в пиратском плену: без зарплат, без медпомощи, без продуктов, без связи. Выживали как могли: распродавали корабельное имущество и личные вещи. Что-то собирали городские волонтеры и церковь. Через два года мытарств с помощью российского посольства экипаж удалось отправить на родину. Осиротевший теплоход остался у канадского причала ожидать своей участи.

 Путь к последнему причалу

Два года лайнер сиротливо висел на швартовых канадского порта. За это время с него демонтировали всё более-менее пригодное оборудование, из кают, баров и ресторана вывезли мебель: не пропадать же добру! Вскоре обесчещенную «Любовь Орлову», удивительным образом во всех передрягах сохранившую свое изначальное имя, купил по цене металлолома канадский бизнесмен Хусейн Хамауни. 23 января 2013 года океанский буксир потащил уже бывший лайнер на слом в Доминиканскую республику. Но и в этом последнем рейсе ему не повезло: уже через сутки скорбный караван попал в сильный шторм, буксирный трос, не выдержав болтанки, лопнул и очень скоро «Любовь Орлова» пропала из виду в океанской штормовой мгле.

С тех пор некогда комфортабельный советский лайнер одиноко и незримо блуждает где-то в водах Мирового океана, время от времени давая бульварным газетам конспирологические поводы вспомнить о себе. Якобы его видели то у берегов Калифорнии, то недалеко от Ирландии. Кто-то и вовсе даже слышал его аварийные радиосигналы, хотя кроме трюмных крыс на покинутом судне других живых существ не осталось. Да и те, скорее всего, передохли.

P.S.

 А вдруг?

И все же нечто мистическое в судьбе «Любовь Орловой» прослеживается: беды судна начались с того самого момента, когда найденный в груде канадского металлолома православный русский крест был бездумно отдан экипажем в переплавку. С металлолома всё началось, металлоломом всё и закончилось, увы.

По международным правилам, новым хозяином блуждающего корабля станет тот, кто его обнаружит. Лучше, если это случится в российских территориальных водах, ведь тогда измученный зарубежными штормами лайнер свое многолетнее плавание сможет закончить достойно: в отечественных водах. Если конечно он уже не нашел себе пристанище в какой-нибудь океанской впадине. Впрочем, людям пристало верить в чудо: а вдруг?

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»